ЭКСПЕРТНЫЙ ЦЕНТР

«Консультант»

Автономная некоммерческая организация

Горячая линия

+7 (495)

317-16-00

Онлайн-биллинг на рынке юридических услуг: национальная специфика

Гордеева Елена 10 августа, 13:30

Внедрение IT-технологий в России происходит значительно медленнее, чем на Западе. Сейчас юристы спокойно воспринимают электронный документооборот, работу государственного портала услуг, систему «Мой арбитр». Однако использовать современные программы с целью оптимизации внутренних процессов специалисты не спешат. В правовых компаниях по-прежнему предпочитают выставлять счета за конкретный результат. Ярким примером тому стали трудности с распространением онлайн-биллинга. Новинка позволяет клиентам отслеживать счета за услуги удаленно. За границей систему активно применяют, но в России к ней относятся сдержанно.

Знакомимся с зарубежными технологиями

Положительные отзывы иностранных коллег заслужили сразу несколько современных сервисов. В их числе следует назвать No Surprises и Viewabill.

Первая компания принадлежит юристу Фридману, бизнесмену Шоттенштайну и гарвардскому профессору Дершовице. Разработчики предложили программу, отражающую все начисленные вознаграждения за услуги. Клиенту предоставлена возможность контролировать свои расходы на правовую помощь. Просматривать информацию можно с мобильного устройства.

Второй вариант является одной из наиболее удачных разновидностей облачных технологий. Сервис используется в качестве инструмента мониторинга затрат. Данные обслуживающей компании передаются в систему и отражаются в персональном кабинете клиента. Пользователи могут настраивать оповещения, фиксировать лимиты, приостанавливать обслуживание в компании.

За подключение клиентов к биллингу платит юридическая фирма. В среднем каждый абонент обходится в 20 – 40 долларов. Работа системы без ограничений по числу пользователей стоит примерно 25 тысяч в американской валюте.

Изначально создатели заботились об удобстве правовых агентств и пытались сократить объем документооборота. Сейчас сервисы позиционируют как средство повышения клиентоориентированности. Такой подход демонстрирует, например, немецкая корпорация Busylamp.

Специфика национального биллинга

В России развитие сервисов идет медленно. Евгений Жилин из объединения «ЮСТ» полагает, что концепция, выработанная для Запада, не подходит отечественному рынку. В нашей стране сильны традиции фиксированных бюджетов, наблюдается тенденция сокращения договоров с почасовой оплатой. Многие фирмы вообще предпочитают держать механизм образования цены в тайне. Клиенты же не желают оплачивать время работы. Им понятнее система, при которой деньги перечисляются за достигнутый результат.

Адвокат Николай Покрышкин не соглашается с коллегой. Он отмечает, что иностранные клиенты предпочитают нанимать консультантов по схеме billable hours. С российскими же компаниями, ориентированными на фиксированную оплату, либо «гонорар успеха» сотрудничают неохотно.

Признали проблему закрытости по вопросам ценообразования в компании «Интеллектуальный капитал». Правозащитник Скляр Роман считает предъявление оплаты с учетом потраченного времени более обоснованным и справедливым. Клиенты при таком походе могут оценить объем проделанной работы. Согласование цены на проект не отражает полной информации и не способствует повышению прозрачности расчетов.

Корни проблемы: мнения юристов-практиков

Управляющий «Прайм лигал» считает, что причины отказа от использования повременной оплаты кроются в непредсказуемости результатов. Цена на правовое обслуживание, по словам Арика Шабанова, нередко требует перерасчета. Ситуация меняется в процессе оказания профессиональной помощи. Тем не менее, добросовестные компании стараются раскрывать алгоритм формирования стоимости. Это позиционируется как очередное конкурентное преимущество. В отдельных регионах России даже появились фирмы, предлагающие заказчикам контролировать расходы на юридические услуги. Шабанов оговорился, что у локальных вариантов биллинга есть множество недостатков. Сервис редко дает клиенту исчерпывающую информацию.

Недостатки схемы отметил и Евгений Жилин. При подключении онлайн-биллинга часть ответственности за формирование отчета перекладывают на заказчика. Это требует от него дополнительных временных затрат. От пользователя ожидают оперативной реакции на информацию, выгружаемую в систему. Так, например, бездействие считают принятием услуги и отсутствием замечаний к качеству. Новый формат создает угрозу недопонимания и разногласий. Сейчас все данные в счетах и актах строго контролируют. При переходе на режим ежедневного обновления сведений о стоимости правового обслуживания уровень ответственности снизится. Развитию отношений это способствовать не будет.

Однако в некоторых направлениях обходится без онлайн-биллинга становится все сложнее. Николай Покрышкин напоминает о практике госкорпораций. Все чаще крупные заказчики согласовывают с правовыми агентствами максимальную стоимость услуг по договору. В рамках таких соглашений оплату производят с применением почасового механизма.

Итог обсуждению подвел веб-дизайнер CasePro. Алексей Пелевин входит в число создателей популярных систем Caselook и Casebook. Он считает вопрос с контролем расходов частным и далеко не самым значительным. Автоматизация работы юридических компаний требует комплексного подхода. Сервисы должны предусматривать возможность учета потраченного времени, хранение и передачу информации, в том числе обмен документами между сотрудниками. Половинчатые решения в этой сфере неуместны.

Есть ли необходимость раскрывать схему ценообразования?

Большинство российских компаний не готовы передавать клиентам сведения о стоимости услуги в режиме онлайн. Адвокат Покрышкин напоминает, что сейчас перед выставлением счета все начисления подвергают жесткой ревизии. При недостаточном обосновании позиции исключают, описание задач дополняют, устраняют ошибки. В итоге заказчики получают максимально полные и точные счета.

При подключении онлайн-биллинга все меняется. С одной стороны клиент видит реальное экономическое обоснование цены. С другой – далеко не всегда фирма готова показать фактическое вознаграждение специалистов. Заказчики тоже не испытывают острой нужды в постоянном информировании. Выше установленной планки компания счет не предъявит. Занижение же стоимости обслуживания маловероятно. Впрочем, в практике встречаются и ярые приверженцы тотального контроля. 

Нет комментариев


Вам будет интересно