ЭКСПЕРТНЫЙ ЦЕНТР

«Консультант»

Автономная некоммерческая организация

Горячая линия

+7 (495)

317-16-00

Самые громкие наследственные споры в России

Гордеева Елена 25 августа, 18:14

Смерть состоятельного человека может спровоцировать острый конфликт между родственниками. Особенно велик риск в России. Законодательство о наследовании, по мнению экспертов, давно устарело. Парламентарии пытаются реформировать систему нормативных регламентов. Однако идеи народных избранников вызывают дискуссии в среде правозащитников, нотариусов и прочих специалистов. В свете последних событий следует вспомнить наиболее громкие и интересные дела.

Имущество собственника «Транс-Нафта»

Владимир Кондрачук застрелился из личного пистолета в 2010 году. Мужчина являлся создателем и полноправным владельцем корпорации «Транс-Нафта», в течение 3 лет занимал пост вице-губернатора Новгородской области. В 2006 году активы бизнесмена оценивались в миллиард рублей. Вскоре после его гибели разгорелся спор о наследстве. Тяжбы между родственниками продолжаются и сегодня.

Причиной острого конфликта стал отказ матери Кондрачука от имущества в пользу второго сына Михаила. Изначально брат предпринимателя не мог претендовать на часть наследства, поскольку относился ко второй очереди. Другие наследники с таким решением не согласились.

Первый процесс начался весной 2012 года в Савеловском райсуде столицы. Частично требования Михаила Кондрачука удовлетворили, установив точную долю в имуществе покойного. Инстанция отнесла брата к наследникам первой очереди. Однако апелляция акт отменила, сославшись на постановление ВС РФ № 9 от 29.05.2012 года. По мнению коллегии Мосгорсуда, отказ матери в пользу сына противоречил статье 1158 ГК РФ. На этом этапе доли были распределены только между наследниками первой очереди.

Михаил Кондрачук настоял на рассмотрении дела Конституционным судом. В жалобе он оспаривал неопределенность нормы. Мужчина добился удовлетворения. Члены КС РФ согласились с доводами заявителя. Положения первой части ст.1158 ГК РФ были признаны несоответствующими основным принципам российского законодательства. Парламентариям выдали предписание об устранении возможности расширительного толкования. Дело же о разделе наследства вернули на пересмотр. Выяснить итоги тяжбы журналистам не удалось из-за путаницы в картотеке.

Драгоценности Зыкиной

Известная певица и советская артистка скончалась летом 2009 года. Практически сразу между членами знаменитой семьи разгорелся конфликт. Детей у Людмилы Зыкиной не оказалось, а потому к наследованию призвали троих племянников. Сводный брат покойной умер за несколько лет до этого. В качестве претендентов на имущество выступили Сергей, Екатерина и Георгий Зыкины.

Родственники не смогли поделить уникальную коллекцию бриллиантов. Камни певица собирала в течение всей жизни. Многие украшения оказались эксклюзивными и были созданы по заказу актрисы. Однако после смерти владелицы драгоценности сразу найти не удалось. Следствие оценило утрату в 4,2 миллиона долларов. Позже коллекцию отыскали у домработницы Свинковой. Сначала женщину обвинили в самоуправстве, но позже она проходила по делу в статусе свидетеля. Лицо, попытавшееся скрыть имущество, установить не смогли.

Адвокат Екатерины Зыкиной сообщил, что бриллианты в 2010 году передавались на хранение другому наследнику – Сергею. Однако делиться драгоценностями он не собирался. Чтобы получить долю, пришлось инициировать процесс в Таганском райсуде. Требования удовлетворили, взыскав с ответчика 89 миллионов рублей. Сведения об обжаловании решения в картотеке отсутствуют.

Наследство-музей

Знаменитая балерина Уланова тоже не имела детей. Женщина скончалась в 88 лет в 1998 году. Имущество включало 4-комнатную квартиру (Котельническая набережная), антикварную мебель, архив писем Шостаковича и Пастернака, ювелирные изделия. На наследство претендовала Тамара Кадария. Дама заявила, что приходится балерине троюродной внучкой. Она явилась к нотариусу в Москве и потребовала выдать свидетельство о наследстве. Получив отказ, Кадария отправилась в суд. Разбирательства длились около 3 лет и закончились отклонением иска. Подтвердить родственную связь с Улановой заявительница не смогла.

Несколько позже собственность знаменитости попытались продать на аукционе. Права на него заявили Минкультуры и столичная налоговая инспекция № 5. Контролирующий орган настаивал на реализации ценностей, ссылаясь на общий порядок обращения с выморочным имуществом. Фискалы отказывались признавать культурную значимость квартиры и коллекций. Ведущий инспектор Анна Рябцева вообще заявила, что большинство ценностей – «побрякушки». Такая позиция противоречила распоряжению Георгия Бооса. Глава Госналогслужбы поручил передать наследство музеям. Процесс завершился победой Минкультуры РФ. Недвижимость признали мемориальной и закрепили за Театральным музеем Бахрушина.

Три завещания

Осенью 2009 года в столице преступники расстреляли собственника баскетбольного женского клуба. Предприниматель Шабтай Калманович умер от огнестрельных ранений, оставив родственникам 7 благоустроенных квартир в Петербурге и Москве, три объекта недвижимости на территории Латвии, 8 автомобилей иностранных марок, коттедж в Видном. Кроме того, в его собственности находилась коллекция произведений искусства и изделий из фарфора на 2 460 экспонатов. Эксперты оценили имущество в 30 миллионов долларов.

Бизнесмен заранее позаботился о судьбе ценностей. Однако избежать споров не удалось. При жизни Калманович трижды заключал брак. Столько же обнаружилось завещаний после его смерти. Первый документ был составлен в пользу дочери от второй жены Даниэллы. Девушке причиталась основная часть имущества предпринимателя.

Второе завещание оформили в 2007 году на имя последней супруги Анны Архиповой. Спортсменка родила Калмановичу 2 сыновей. Ей было предоставлено право на дом и землю в Видном (Подмосковье).

Последний документ закреплял право дочери от первой жены на все объекты в Израиле. Несмотря на внушительную стоимость доли Лиат инициировала процесс в Пресненском райсуде Москвы. Женщина настаивала на признании первого завещания недействительным. Истица обращала внимание на нарушения, допущенные при его составлении. Оригинала в материалах не оказалось. Первая инстанция, а за ней и апелляция в удовлетворении требований отказали.

Дело о наследстве Евдокимова

На исходе лета 2005 года в автокатастрофе погиб знаменитый юморист Михаил Евдокимов. К моменту смерти он успел приобрести известность и как губернатор Алтайского края. Пресса выяснила, что у мужчины было сразу 3 семьи. В борьбу за наследство включилась законная жена Галина и сожительница Надежда Жаркова. Обе родили от Евдокимова дочерей и пытались отстоять право на имущество. Третья возлюбленная юмориста в споре не участвовала, хотя также воспитывала маленького сына.

Жаркова претендовала на имущество от имени дочери. Размер ее претензий оценивался в 1 миллион долларов. Получить сожительница намеревалась квартиру в столице, гараж, нежилое помещение, дачу на Рублевском шоссе, апартаменты, землю и два коттеджа на Алтае. В добровольном порядке урегулировать конфликт оказалось невозможно. Дело рассмотрел Пресненский суд Москвы, где позднее было подписано мировое соглашение. Внебрачная дочь Евдокимова получила дом на Рублевке и земельный участок.

Нет комментариев


Вам будет интересно