ЭКСПЕРТНЫЙ ЦЕНТР

«Консультант»

Автономная некоммерческая организация

Горячая линия

+7 (495)

317-16-00

Проблема века: вопрос телефонизации в России по-прежнему открыт

Гордеева Елена 06 июля, 07:13

Ровно 96 лет назад в силу вступил декрет СНК, национализировавший телефонные сети в РСФСР. Государство закрепило право собственности на все объекты связи, включая стационарное и линейное оборудование. Функции по управлению имуществом возложили  на специальный наркомат под руководством Вадима Подбельского. Однако решить задачу оказалось не под силу и за целый век.

Национализация с сотрудниками

Установление прав на телефонные предприятия затрагивало интересы обслуживающего персонала. Руководители, заведующие специалисты и бывшие владельцы — все они были признаны советскими служащими. Работников лишили возможности отказаться от исполнения трудовых обязанностей. Жесткая мера обеспечивала бесперебойную связь в переходный период. До фактической передачи объектов контролирующему ведомству бывших собственников обязали эксплуатировать комплексы.

Ответственному наркомату поручили разработать инструкцию приемки. Акт должен был появиться до начала 1920 года. В нем решили закрепить порядок реквизиции и смены управления. В регламент предполагалось включить условие передачи телефонных станций от региональных советов. Последние получили имущество после упразднения местного самоуправления. Лиц, отказавшихся исполнять предписания, привлекали к ответственности. За порчу, либо укрытие оборудования следовало строгое наказание.

Связь на расстоянии: проблемы переходного периода  

Развитие телефонной, телеграфной и почтовой сети Подбельский считал ключевой задачей наркомата. Доступность благ цивилизации превратилась в основную цель. Однако планы шли в разрез с действительностью. Иностранная интервенция и война спровоцировали разруху, а качество связи упало.

Советская Россия остро нуждалась в зарубежном оборудовании, материалах и запасных деталях. В 1917 году с рынка ушли крупнейшие поставщики Ericsson и Siemens. Значительная доля телефонных сетей находилась на территориях, подконтрольных Белой армии и оккупантам. Немалое количество проводных аппаратов пришлось выделить военным формированиям большевиков.

Число абонентов сокращалось стремительно (тысяч человек):

  • 1918г. — 233,4;
  • 1920г. — 156,9;
  • 1922г. — 89.

Декрет СНК о пользовании телефонными сообщениями от 06.05.1920 года закрепил право на работу с установками за отдельными организациями. Доступ к современной связи получили государственные учреждения, хозяйственные предприятия, кооперативы, партийные работники, врачи. Обычные граждане лишились возможности общаться по телефону. Принадлежащие им аппараты передавались на стратегически важные пункты. Исполнить декрет предписывалось в течение квартала с момента издания. В столице и Петрограде этот срок сократили до месяца.

Первые успехи телефонизации

Подъем отрасли начался в 1929 году. На рынок вернулась продукция Ericsson, а на ленинградской фабрике «Красная Заря» запустили производство базового оборудования. В августе прошло торжественное открытие станции на 6 тысяч номеров. Мероприятие состоялось в Ростове-на Дону. Над проектом работали лучшие советские специалисты. Далее запустили две московские АТС на 7 и 8 тысяч номеров (октябрь 1930 года).

Накопленный опыт рассмотрели на специальной встрече. Комиссия была создана на базе РКИ, а к обсуждению привлечены опытные эксперты. Поскольку препятствий к расширению телефонной сети не выявили, открыть доступ к связи решили в крупных городах СССР. Однако за все годы существования союзного государства  полностью обеспечить потребности в телефонах не удалось.

Новая власть — прежние проблемы

Заявление российского министра связи о повсеместной телефонизации в январе 2006 года оказалось не менее популистским. Выступая перед депутатами Государственной Думы, Леонид Рейман пообещал завершить проект в течение 2 лет. Глава ведомства гарантировал 100 % подключение населенных пунктов к единой системе связи. Свои заявления министр подкреплял цифрами. Согласно его отчету, в России насчитывалось:

  • домашних телефонных аппаратов — 42 миллиона;
  • мобильных устройств — 120 миллионов;
  • активных пользователей сети «Интернет» — 23 миллиона.

В Москве и Петербурге проблема была решена. На 100 жителей здесь приходилось  131 и 115 сотовых телефонов соответственно. Количество стационарных аппаратов оказалось меньше. Реймана не смутило, что за год до его выступления 54 тысячи населенных пунктов вообще не имело какого-либо подключения.

Вновь о проблеме заговорили в первом квартале 2011 года. Новый руководитель Минкомсвязи РФ заявил о планах развертывания беспроводных сетей в малонаселенных регионах. Игорь Щеголев встретился с главой Правительства РФ и рассказал о намерении включить соответствующее требование в конкурсную документацию. Так, программа предполагала:

  • распределение GSM на территории 17 субъектов РФ;
  • обеспечение качественной связи в населенных пунктах с численностью жителей от 500;
  • начало внедрения сотового соединения в селах и деревнях с населением от 200;
  • обеспечение связи на автомобильных трассах регионального и федерального значения.

Операторы восприняли новость негативно. Министра обвинили в попытке переложить социальные функции на плечи коммерческих структур. Реализация инициативы грозила массовым отказом от участия в конкурсах. Такие предложения оказались нерентабельными, а тарифную линейку потребовалось корректировать. Компенсировать же потери компаний государство не собиралось. Решение специалисты нашли в преференциях по иным направлениям. Операторам, например, пообещали льготы в вопросах роуминга.

Текущая ситуация на рынке телефонной связи

В 2014 году темпы развития сегмента заметно сократились. Эксперты отметили сужение доли фиксированной связи. Тенденция связана с ростом влияния мобильных операторов.

О переходе к общению по сотовому телефону свидетельствуют и социальные опросы. Исследование РБК выявило, что стационарными аппаратами пользуются лишь 20 % респондентов. Мобильные же устройства предпочитают 43 % россиян.

Важной тенденцией стало возрастание роли беспроводного интернета и внедрение широкополосного доступа. В качестве абонентов выступают как частные лица, так и организации. Набирает популярность IP-телефония. Начиная с 2012 года, этот сегмент удвоил объемы. Общее же количество пользователей перевалило за отметку в 25 миллионов (отчет DRG) .

В завершение обратим внимание, что приведенные цифры следует оценивать с учетом численности жителей России. В январе 2015 года население достигло планки в 146 миллионов 270 тысяч 33 человек. При этом 108 миллионов являются горожанами. В расчетах Росстата фигурируют данные по Крыму и Севастополю. 

Нет комментариев


Вам будет интересно