ЭКСПЕРТНЫЙ ЦЕНТР

«Консультант»

Автономная некоммерческая организация

Горячая линия

+7 (495)

317-16-00

Места на парковке признают самостоятельным объектом недвижимости – идеи Минэкономразвития РФ

Гордеева Елена 26 августа, 19:12

Российское законодательство не признает парковочные места на стоянках объектом недвижимости. Оформить права на такие площадки сложно, так как никаких пространственных границ они не имеют. В большинстве случаев людям приходится оперировать долями в общей собственности. При этом единая судебная практика по спорам отсутствует, а четкого регулирования нет. Специалисты Минэкономразвития решили исправить ситуацию.

Неопределенность правового статуса

Стараясь закрепить права на постоянные парковочные места, граждане предпринимают попытки поставить их на кадастровый учет. На практике такие действия нередко становятся серьезной проблемой, ведь четкого определения статуса имущества в законе не содержится. О трудностях оформления журналистам рассказала юрист Ирина Лайер из фирмы «Линия права». Эксперт отметила отсутствие регулирования отношений, касающихся стояночных площадок.  У автопарковок особый статус, ведь границы владений обозначены только краской на полу.

Единственной возможностью поставить машино-место на учет является открытый список в законе 221-ФЗ. Документ допускает регистрацию прав не только на строения или здания, но и на участки. Сложности возникают при классификации объекта. Так, регламент по пожарной безопасности относит к недвижимости имеющую определенное целевое назначение часть здания или самостоятельное сооружение. Обязательным критерием признано наличие строительных конструкций. Измерять площадь помещений предписывается на высоте не менее 1,1 и не более 1,3 метров от пола. Точками отсчета становятся перегородки. Правило установлено Минэкономразвития РФ.

Таким образом, сотрудники кадастровой службы не могут определить размер или установить границы площадки. В заявлениях о постановке на учет стояночного места отказывают. Разметка на полу не подтверждает изолированности объекта. Отсутствие же осязаемой границы делает невозможным признание имущества самостоятельным объектом.

Коротко о ситуации

Чиновники обратили внимание, что юридического понятия «машино-места» в законодательстве не закреплено до сих пор. В тексте градостроительных регламентов слово «парковка» применятся к площадкам организованной стоянки транспортных средств. Нормативные акты признают объекты частью зданий или имущественных комплексов. Об обособлении речи не идет. Не отвечает парковка и характеристикам помещения – делают вывод в информационном письме Минэкономразвития РФ от 26.05.2015 года.

Решить проблему монтажом специальных конструкций удается далеко не всегда. Положениями СП 154.13130.2013 установка перегородок или обустройство отдельных блоков может быть запрещена. Правила пожарной безопасности допускают использование лишь негорючего сетчатого материала.

Юрист Станислав Валуев из объединения «Олевинский, Буюкян и партнеры» называет только один метод закрепления прав на стояночные места – регистрацию долей в общей собственности.  На этот же способ ссылаются в министерстве, отмечая его недостатки. Вариант не отвечает фактическим потребностям общества, ограничивает оборот объектов. Эффективное использование парковки возможно лишь после определения специального порядка. Собственники вынуждены договариваться между собой, распределяя места на общем собрании. Количество владельцев площадки может исчисляться сотнями. На практике встречаются и тысячные доли (большие паркинги).

Чиновники отмечают сложности в продаже имущества. Статья 250 ГК РФ наделяет других собственников преимущественным правом покупки. Чтобы совершить сделку по продаже, владельцу приходится направлять предложение каждому потенциальному покупателю. В противном случае возникает угроза судебного процесса и признания соглашения недействительным. В итоге граждане предпочитают «обходить» закон и заключают договоры дарения.

Есть ли решение? Инициатива Минэкономразвития РФ

Ирина Лайер отмечает, что шанс оспорить отказ кадастровой службы в постановке на учет стояночного места, сохраняется. В решениях об удовлетворении исков суды ссылаются на возможность выдела имущества. В технической документации объекты разделяют по условным единицам. Они имеют границы, площадь, размеры и конфигурацию.  По функциональным свойствам и признакам площадки отвечают характеристикам недвижимости. Впрочем, эксперт признала неоднозначность судебной практики.

Летом 2014 года эсеры  внесли на рассмотрение народных избранников проект.  Авторы предложили закрепить в  законах 122-ФЗ и 221-ФЗ точное определение машино-места. Разработчиками поправок стали Андрей Озеров, Геннадий Носков и Анатолий Шеин. Однако предложение не поддержали. Документ отклонили уже в первом чтении.

В конце июля Правительство РФ поручило Минэкономразвития заняться вопросом. Соответствующее извещение обнародовали на официальном портале. Ведомство сообщило, что намерено определить правовой режим неизолированных помещений нежилого назначения. Поправки будут направлены на регулирование отношений, связанных с парковочными местами, офисами и торговыми объектами. Чиновники заявляют о необходимости комплексных изменений российского законодательства. Коррективы должны коснуться правил строительства, кадастрового и регистрационного учета. Преобразования потребуются в жилищном, гражданском и градостроительном регулировании. Подробностей журналистам пока не сообщают.

Юристы-практики инициативу поддерживают. Сегодня потребность определения правового статуса машино-места очевидна. Проблема стоит остро – поясняет Валуев. Коллегу поддерживает адвокат Боломатов из фирмы «ЮСТ». Специалист полагает возможным обособление парковой в отдельной категории недвижимости.

Детали общественность узнает после 04.09.2015 года. До этого времени министерство планирует принимать предложения от специалистов. Окончательно закон должен вступить в силу в начале 2017-го. 

Нет комментариев


Вам будет интересно