Истоки социального обеспечения: 96 лет со дня издания декрета о помощи населению
Гордеева Елена 29 июля, 13:01Ровно 96 лет назад председателем СНК Лениным был подписан декрет о предоставлении материальной помощи лицам, пострадавшим от действий контрреволюционеров. Преамбула документа гласила о дополнительном характере акта и содержала ссылку на более раннее положение. Во что вылилось исполнение документа, разбирались историки-исследователи.
Поддержка населения или идеологическая борьба?
Декрет предписывал представителям власти на местах оказать помощь всем пострадавшим. Жертв велели обеспечить жильем, предметами одежды, утварью, деньгами, медикаментами. В перечень получателей поддержки включили:
- сирот;
- стариков, оставшихся без родственников;
- инвалидов;
- обнищавших крестьян и рабочих.
Поскольку денег в казне было немного, должностным лицам предписывалось использовать альтернативные источники. Жертв контрреволюции разрешалось подселять в благоустроенные квартиры без согласия собственников. Состоятельным семьям предстояло столкнуться с реквизицией части имущества в пользу пострадавших. Советское государство помогало многочисленным беднякам, заручаясь поддержкой большинства. Издавая декрет, СНК стремилось решить идеологическую задачу – формирование надежной социальной опоры.
Курс на централизацию
Еще одной целью издания документа стало устранение так называемого параллелизма ведомств. Обязанности по обеспечению людей материальными ценностями возложили на комиссии: центральную и местные. К компетенции органов отнесли:
- работу с беженцами, потерявшими имущество в результате деятельности контрреволюционеров;
- жизнеустройство иных людей, пострадавших от нападений антибольшевистских банд;
- восстановление хозяйств;
- снабжение крестьян орудиями для обработки земли, семенами и инвентарем;
- организация обработки угодий, брошенных в период гражданской войны;
- переселение жертв и обеспечение достойного уровня жизни на новом месте;
- борьба с безработицей;
- оказание медицинской и санитарной помощи;
- снабжение продуктами питания;
- устройство сирот, инвалидов, стариков.
Все мероприятия предписывалось производить через наркоматы и местные органы. На выполнение поставленных задач властям выдавались кредиты. Основанием финансирования были признаны сметы. Займы в иных ведомствах закрыли.
Создание комиссий осуществлялось на местах. В их состав входили работники государственного контроля, служб социального обеспечения, местных исполкомов и финансовых учреждений. На основании решения председателя допускалось присваивать статус члена комиссии представителям иных ведомств. Акты органа признали обязательными для всех структур и должностных лиц.
Истоки социальной политики
Историк Михаил Фирсов полагает, что издание декрета можно именовать началом формирования системы помощи населению. Точкой отсчета в становлении механизма он считает 1918 год. Подход был скорректирован в период НЭП. Ключевыми направлениям деятельности комиссий признали поддержку крестьян и самозанятых работников. Политика проводилась в виде обязательной взаимной помощи. В это время появились:
- кооперации инвалидов;
- страхование рядовых рабочих;
- программы поддержки красноармейцев и их семей.
Одновременно у органов появились новые обязанности. В рамках содействия наркоматам реализовывались мероприятия по борьбе с проституцией, ликвидацией последствий стихийных бедствий, искоренение нищенства. К компетенции комиссий отнесли также опеку.
Коротко о цифрах
В архивах сохранены документальные свидетельства фактической реализации декрета. Так, Фирсов сослался на отчет от 1920 года. В рамках поддержки жертв контрреволюции было выдано:
- материалы – 4,8 миллионов аршин;
- вата – 800 пудов;
- нитки – 3 тысячи гросс;
- трикотажные изделия – 270 штук;
- обувь – 10 тысяч пар;
- мыло – 3,5 тысячи пудов.
В этот год пострадавшим выплачивали и денежные пособия. Власти потратили на финансовую поддержку 9 миллиардов рублей (1 рубль приравнивался к 50 центам США).
Советское государство приняло на себя обязанность перечислять жертвам разные виды пособий. Согласно документам московского отделения выплаты распределялись следующим образом:
- болезни – 67 %;
- беременность/роды – 4,5 %;
- кормление детей – 2,8 %;
- прочие виды пособий – 25 %.
Средний размер выплаты составлял 1 тысячу рублей.
Историк отмечает, что специальной отрасли законодательства, регламентирующего поддержку населения, не существовало. Акты могли приниматься в рамках разных областей советского права. Формирование самостоятельного направления началось только после перестройки. Процесс сопровождался выделением отдельных групп получателей помощи. Возрождение же благотворительности потребовало от государства установить контроль и в этой сфере.
Нет комментариев