ЭКСПЕРТНЫЙ ЦЕНТР

«Консультант»

Автономная некоммерческая организация

Горячая линия

+7 (495)

317-16-00

ФАС РФ подвела итоги: за что штрафовали рекламодателей в прошлом году

Гордеева Елена 22 июля, 08:36

Борьба с недобросовестными рекламодателями в 2014 году оказалась еще более ожесточенной. За минувший период ФАС РФ успела рассмотреть 22,6 тысяч заявлений, что практически в 2 раза превысило показатели за 2013-ый. За 12 месяцев антимонопольный орган возбудил 7245 административных дел, касающихся  рекламы. Всего же службой было проанализировано 28 тысяч фактов. Эксперты исследовали материалы и выявили наиболее распространенные причины споров с ведомством.

Вам сообщение! Рассылка спама и ее последствия

Доля нарушений, связанных с информированием потенциальных потребителей через телекоммуникационные системы, достигла 47,17 %. Всего год назад количество выявленных проступков в этом сегменте составляло лишь 13,15 %.  Повышение показателей связано с активностью граждан. Абоненты стали чаще жаловаться на смс-рассылку.

В числе нарушителей оказались крупнейшие операторы связи и банки. Так, солидный штраф пришлось заплатить руководству МТС за рассылку сообщений о розыгрыше Mercedes-Benz. Компания объявила конкурс «в награду» за постоянство клиентов. В Ставрополье к ответственности привлекли «Мегафон». Абоненты оператора пожаловались  на рекламу в категории «18+». Система оформляла подписку автоматически при каждом обращении к балансу номера.

Банк «Восточный» понес наказание за назойливую рекламу кредитов со сниженными ставками. Руководству же Сбербанка РФ пришлось разбираться с антимонопольным органом по поводу массовой рассылки без согласия клиентов. «Хоум Кредит» оказался в списке нарушителей после жалобы одного из граждан. Мужчине продолжала приходить реклама дебетовых карт даже после письменного отказа от ее получения.

Финансовые услуги

Доля нарушений в этом сегменте остается высокой. В 2014 году она составила 11,16 %. Эксперты объясняют такое явление ужесточением требований. Теперь рекламу кредита признают недостоверной, если в ней не отражены все условия, оказывающие влияние на конечную стоимость.

В Хабаровском крае компания, предлагавшая остеклить балкон за 1700 рублей в месяц, была оштрафована. Взыскание в размере 100 тысяч назначили за отсутствие в рекламе продукта «Хоум Кредит» всех условий предоставления займа. Петербуржское информационное издание также привлекли к ответственности. Газета распространяла объявление  о займах, предоставляемых иностранной компанией. В сообщении озвучили только ставку в 2,8%, умолчав о наименовании банка.

В 2014 году финансовым организациям, не предоставляющим потребительские займы на профессиональной основе, вообще запретили продвигать услуги.  Санкции применили в отношении «Проф-Медиа» за рекламу с двух радиостанций.  Фразы об «МММ» неоднократно озвучивались сотрудниками «Авторадио», а также «Юмор ФМ». Точных сведений о компании, предлагающей продукт, не приводилось.

Технология Placement и алкоголь

На 100 тысяч рублей оштрафовали режиссера фильма «Вий», выпущенного в прокат с января прошлого года.  Внимание сотрудников ФАС привлекла скрытая демонстрация фирменной символики водки «Хортица». В кадрах фильма неоднократно встречались эмблема в виде буквы «Х», заключенной в круг,, и наименование, выполненное стилизованным шрифтом и сопровождаемое скрещенными мечами. В непосредственном значении топоним в фильме не использовался. Антимонопольный орган не нашел между рекламой продукта и сюжетом кинокартины связи. Комиссия посчитала, что товарный знак вызывает у зрителя только ассоциацию с водкой. В итоге действия создателя произведения признали нарушением.

Впрочем, доля дел, связанных с незаконной рекламой алкоголя в 2014 году оставалась невысокой – 4,04 %. Это связано с некоторыми послаблениями. До 2019 года законодатель разрешил продвигать пиво и производные от него напитки в печатной прессе. Ограничения распространяются на первые полосы газет, титульные страницы журналов и оборотную сторону изданий. Продвигать слабые спиртные напитки запретили в периоды официальных мероприятий в области  физической культуры и оздоровления. Нельзя размещать рекламные сооружения с такой информацией менее чем в 100 метрах от спортивных объектов. Исключено продвижение пива в процессе трансляции матчей, соревнований или аналогичных мероприятий.

Сыграли роль и поправки к правилам рекламы игристых и традиционных вин, изготовленных на территории РФ из отечественного сырья. Информацию о такой продукции разрешили распространять в журналах, газетах, телепрограммах и радио. При этом следует соблюдать ограничения по времени (с 23.00 до 07.00), исключать публикацию объявлений в рамках юношеских и дошкольных передач. Кроме того, рекламодателей обязали соблюдать запреты, аналогичные для пивной продукции. Допустимым признали продвижение вина российского происхождения на пищевых выставках (исключение: детские продукты).

Представители антимонопольной службы отметили улучшение ситуации на рынке лекарств, медицинских услуг и БАД. Если в 2013 году нарушения порядка продвижения в этом сегменте составляли 21,38%, то в прошлом периоде показатель сократился до 6,8%. Позитивную динамику обеспечили поправки. Законодатель увеличил перечень мест распространения информации о продуктах и услугах.

Обман и некорректные сравнения

По данным ФАС, некоторые компании продолжают вводить потребителей в заблуждение. Доля таких нарушений составила 6,13 %. Недостоверной признали примерно 6,28 % спорных случаев рекламы. Недобросовестность выявлена в 1,09 % ситуаций,  неэтичными посчитали 1,25 % исследованных материалов.

Показательным стало дело в отношении талицкого молочного завода. С мая по июнь 2014 года от имени компании транслировался ролик со слоганом «Натуральное долго не хранится». Производитель оплатил также размещение аналогичных плакатов. При этом реклама была дополнена указанием точного срока годности продуктов. Антимонопольный орган посчитал, что товар противопоставляется изделиям конкурентов с длительными сроками хранения. Оговорок о методах обработки молока нигде не было. Комиссия пришла к выводу об ущемлении интересов изготовителей. Специалисты указали, что все молоко, при выпуске которого не применяют консерванты или сухие ингредиенты, является натуральным. Некорректное сравнение обернулось для завода штрафом.

Виртуальное пространство

В 2014 году антимонопольная служба неоднократно выявляла рекламу азартных игр. Так, нарушителем была признана крупнейшая поисковая система Google. В результатах выдачи по запросам «играть покер» и «играть казино» присутствовали блоки со значком «реклама». Ссылки вели на страницы с объявлениями об азартных играх, предложениями создания персонального счета и вариантами перечисления денег.  Нарушителей оказалось двое. ФАС РФ оштрафовала американского распространителя информации Google Inc и российское общество «Гугл». Размер санкций для каждой компании составил 100 тысяч рублей.  По аналогичному проступку был привлечен к ответственности и поисковый ресурс «Яндекс».

В завершение отметим, что выбор наказаний за нарушения у ФАС РФ невелик. В большинстве случаев служба назначает денежные взыскания. Так, за 2014 год штрафы были предъявлены по итогам рассмотрения 3562 дел, а общая их сумма достигла 152 миллионов рублей. 

Нет комментариев


Вам будет интересно